«Ребёнок слишком чувствительный».
«Не умеет слушать». «Слишком много задаёт вопросов»
. «Сложный». Эти фразы хорошо знакомы многим родителям, чьи
дети не вписываются в рамки обычной школы.
Что, если это не каприз, не лень и не гиперактивность? Что, если ваш ребёнок — одарённый?
Кто такие одарённые дети?
Одарённость — это не только про интеллект. Это особый тип мышления, глубина восприятия мира, творческое начало, стремление к смыслу и самореализации. Как отмечает Е. П. Ильин, одарённость может проявляться в различных формах:
- интеллектуальной (аналитическое мышление, любознательность),
- художественной (музыка, рисование, сочинительство),
- эмоциональной (высокая эмпатия, тонкая чувствительность),
- академической,
- лидерской,
- креативной (способность к генерации новых идей) [Ильин, 2009].
Многие такие дети рано начинают задавать взрослые вопросы, придумывают свои игры и правила, остро переживают несправедливость, сопротивляются формализму.
Почему школа не справляетсяШкольная система, как справедливо замечает Ильин, «заточена на усреднённого ученика» [гл. 9]. В таких условиях одарённые дети оказываются в изоляции. Их воспринимают как неудобных, нарушающих дисциплину. Вместо поддержки — давление. Вместо интереса — упрёки.
Между тем, творчество требует свободы. В книге подчёркивается: психологическая безопасность и доверие — условия раскрытия творческого потенциала [гл. 1.6]. Одарённый ребёнок, попавший в жёстко регламентированную среду, нередко закрывается, начинает тревожиться, теряет веру в себя.
Что даёт альтернатива — семейное обучениеСемейное образование — это не просто форма обучения, это философия. Возможность двигаться в своём ритме. Раскрывать сильные стороны ребёнка, а не бороться с его особенностями. Поддержать ребёнка тогда, когда ему это больше всего нужно.
В условиях свободы и поддержки у ребёнка появляется:
- мотивация к обучению;
- интерес к саморазвитию;
- возможность выбирать путь;
- ощущение значимости собственного голоса.
Это подтверждает и подход К. Роджерса: творчество и развитие личности возможны только при внутреннем принятии и отсутствии страха оценки [в Ильин, 2009, с. 165].
В Ёшколе мы видим, как дети, признанные «трудными», раскрываются, когда к ним перестают применять школьную мерку.
📌НАПРИМЕР, ЕГОР, 8 лет не мог сидеть на месте на уроках в обычной школе. Он чувствовал себя «неправильным».В Ёшколе мы назваем его не «гиперактивным», а «инициативным».
Это не чудо. Это — естественный результат правильной образовательной среды.
Как помочь одарённому ребёнку дома
Исходя из выводов Ильина (гл. 11.5), родителям следует:- Не торопить. Дайте ребёнку ритм, в котором он чувствует себя уверенно.
- Признавать право на ошибки. Ошибка — не провал, а точка роста.
- Развивать интересы. Предлагайте выбор, наблюдайте за увлечённостью.
- Быть рядом. Но не контролировать, а сопровождать.
- Не оценивать. Вместо «хорошо/плохо» — «что ты чувствовал, когда создавал?»
Одарённые дети — это не всегда победители олимпиад. Это дети, которые думают иначе, чувствуют иначе, живут иначе. Они не вписываются — они выходят за рамки.
Наша задача — не втиснуть их в форму, а создать пространство, где они смогут вырасти в том направлении, которое им предназначено.
Как писал К. Роджерс, творчество — это жизненная энергия человека, и тот, кто однажды её испытал, уже не сможет без неё жить [в Ильин, 2009, с. 165].
Если вы узнали в описании своего ребёнка — добро пожаловать в Ёшколу. Мы видим в одаренных детях не проблему. Мы видим в них — потенциал.
Автор статьи: Рената Кирилина, педагог
Литература:
- Ильин Е. П. (2009). Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер.
- Роджерс К. Цит. по: Ильин Е. П. (2009), с. 165.
- Пономарев Я. А. (1976). Психология творчества.